Нехай Заира Руслановна, воспитатель ДОУ

Мой успешный проект на тему: "Формирование культурно-гигиенических навыков у младшего дошкольного возраста"

Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимостью опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви, продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идет не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых.

Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни. Опрятность и аккуратность не врожденные качества. В основе их гигиенические навыки и привычки, которые формируются с раннего детства.

Навык это автоматизированный компонент сознательного действия, возникающий в результате многократного повторения. Другими словами, навык не сразу становится автоматизированным, а складывается в результате многократных повторов.

Выделяют три основные категории культурно-гигиенических навыков: Слайд

- гигиенические навыки (прием пищи, умывание и мытье рук, пользование горшком и т.п.);

- навыки культуры поведения (формирование положительного отношения к окружающим взрослым и детям);

- навыки элементарного самообслуживания (посильная самостоятельность).

Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников - процесс длительный, в связи с этим, одни и те же задачи могут многократно повторяться. Воспитание навыков осуществляется приемами прямого воздействия, упражнения, поэтому воспитание навыков самостоятельности необходимо планировать в режиме дня. Для того, чтобы воспитание культурно-гигиенических навыков осуществлялось успешно в дошкольном образовательном учреждении необходимо организовать обстановку так, чтобы она не препятствовала этому процессу. Сегодня перед ДОУ стоит проблема организации и выявления особенностей формирования культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников в современных условиях.

Научный аппарат исследования представлен на слайдах, позвольте на этом не останавливаться. Слайд

Объект исследования - процесс формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – педагогические условия формирования культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников.

Цель: выявить особенности формирования культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: предполагается, что овладение детьми младшего дошкольного возраста культурно-гигиеническими навыками будет успешным при соблюдении следующих педагогических условий:

-Организации обстановки, способствующей поддержанию интереса к выполнению культурно-гигиенических навыков.

-Использования специально подобранных средств и методов работы с детьми с учетом современных особенностей формирования культурно-гигиенических навыков.

-Преемственности организационных подходов в детском саду и семье.

Для осуществления поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

- теоретические ( анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение педагогического опыта);

- эмпирические (наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы с детьми и родителями, анализ документации, эксперимент);

- методы обработки результатов (качественный и количественный  анализ результатов исследования).

Исследовательская работа проводилась в виде эксперимента с детьми младшей группы МБДОУ №4 « Буратино»  а. Вочепший. В работе принимали участие 10 детей в возрасте 3-4 лет. Нами были определены задачи экспериментальной части исследования: Слайд

- Изучить условия воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы;

- Определить сформированность  культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы;

- Разработать мероприятия по формированию культурно-гигиенических навыков и привычек у детей младшего дошкольного возраста;

- Определить эффективность разработанных мероприятий.

На этапе констатирующего эксперимента нами проводилась педагогическое наблюдение нам занятиях и в свободной деятельности в младшей группе детского сада.

Цель: изучить особенности проявления интереса и уровни усвоения культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, а также проанализировать особенности педагогического процесса, его влияние на развитие интереса к этим навыкам у детей.

Для организации и проведения эксперимента нами были определены этапы работы (таблица 1)  Слайд 1 стр.50

Для организации констатирующего эксперимента нами, была разработана анкета для родителей детей младшего дошкольного возраста, выявляющая компетентность родителей в вопросах культурно-гигиенических навыков. В анкетировании принимали участие 10 родителей (Представлена в

культурно-гигиенических навыков. Результаты представлены приложении) детей младшего дошкольного возраста.

Далее, нами было проведено наблюдение за детьми и оценка уровня в таблице 3-слайд 3 стр.58- рисунок 2- представлен навык сформированности  мытья рук и умывания.

На следующем слайде 4-стр.61- представлен - навык культуры еды.

На следующем слайде 5- стр.62- представлен - навык одевания и раздевания.

На следующем слайде 6- стр. 64- мы попытались отразить сформированность культурно-гигиенических навыков у детей при поступлении в ДОУ.

Для проверки эффективности проделанной работы и полученных знаний у детей на занятиях, во время чтения художественной литературы, игровых ситуаций на контрольном этапе эксперимента был использован тот же диагностический материал, что и на констатирующем этапе.

Мы сравнили результаты, полученные на констатирующем и контрольных этапах. К концу эксперимента мы выявили более высокие показатели, в начале эксперимента. ( Таблица 4)- результаты представлены на слайде 7- стр.70

На следующем слайде 8-стр.76- показана сформированность культурно-гигиеничеких навыков у детей после проведенной работы.  Анализ результатов показал следующее, что 30% детей навыки находятся в стадии становления, у 40% детей навыки не сформированы.

В результате проведенного исследования, мы можем констатировать, что работа в дошкольном образовательном учреждении, направленная на формирование культурно-гигиенических навыков, достаточно  эффективна. Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков  воспитателю необходимо знать особенности возраста детей младшего дошкольного возраста, владеть методами и приемами формирования культурно-гигиенических навыков.

Методика обучения культурно-гигиеническим навыкам должна включать в себя работу по таким направлениям, как занятия, направленные на формирование представлений о себе, занятий по развитию мелкой моторики рук. Обучение детей по культурно-гигиеническим навыкам предусматривает разделение навыка на отдельные операции и пооперационное овладение его алгоритмом. Необходимо отрабатывать полученный ребенком навык в каждый режимный момент. Полученный навык целесообразно закрепить в домашних условиях.

Проведенное исследование показало, что дети младшей группы детского сада при формировании культурно-гигиенических навыков, нуждается в  обучении, которое предваряется диагностическими мероприятиями.

Опытно-экспериментальная работа показала следующее. Была прослежена динамика изменения уровня сформированности культурно-гигиенических навыков процессе экспериментальной работы.  Анализ результатов до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанной нами методики проведенной работы. Изменения уровня сформированности умений по формированию культурно-гигиенических навыков имеют позитивную динамику. В процессе работы были замечены такие изменения: дети стали опрятнее одеваться, стали следить за своим видом, по назначению использованию у детей культурно-гигиенических навыков, приносит положительные результаты.

Во время педагогического эксперимента дети обогащали свой небольшой опыт новыми знаниями и умениями в различных видах детской деятельности - играх, занятиях. Важная задача воспитания заключается в том, чтобы правильно организовать эту деятельность, обогащать ее содержание, придавать ей нужные для решения воспитательных задач направления.

Мы провели целенаправленную работу в дошкольном образовательном учреждении по ознакомлению детей с культурно-гигиеническими навыками. Работа проводилась в 3 этапа.

На констатирующем этапе:

- с воспитателями;

- с родителями;

- с детьми.

Мы выявили уровень  умений детей, провели диагностику, в результате которой выявилось, что уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у детей в начале эксперимента составил -20%, навыки сформированы – 38%, навыки находятся в стадии становления - 40% .

Далее в рамках формирующего этапа эксперимента мы:

- составили перспективный план работы дошкольного образовательного учреждения по формированию культурно-гигиенических навыков;

- наметили систему работы с детьми младшего дошкольного возраста на учебный год;

- провели с детьми серию занятий, игр.

На заключительном этапе провели контрольную диагностику, целью которого было – выявить уровень умений детей, полученных на занятиях. Во время чтения художественной литературы, игровых ситуаций.

Контрольный этап эксперимента выявил положительную динамику усвоения детьми культурно-гигиенических навыков, о чем свидетельствуют показатели. Задачи поставленные в начале исследования были выполнены.  

 

26 февраля 2020 в 20:48

Прикреплённые файлы:

Документ: Мой успешный проект на тему: "Формирование культурно-гигиенических навыков у младшего дошкольного возраста"

Описание файла:

Файл называется: proekt-zaira-2020-god_0vdgf.pptx

Это официальный файл организации «Нехай Заира Руслановна, воспитатель ДОУ», в нём содержится Мой успешный проект на тему: "Формирование культурно-гигиенических навыков у младшего дошкольного возраста".

Размер файла: 5,92 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.