Нехай Заира Руслановна, воспитатель ДОУ

Нехай Заира Руслановна, воспитатель ДОУ

«Создание образовательной среды в ДОО в соответствий с требованиями с ФГОС»

Английский писатель Оскар Уайльд сказал, что «Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми…» А у нас все дети хорошие!

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является создание образовательной среды в ДОУ в соответствии с требованиями  ФГОС.  

В письме Минобрнауки России от 28.02.14 № 08-240 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования в пункте 3.3 прописаны требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде  «… среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности, возможности для уединения…. Насыщенность среды должна соответствовать возрасту детей и содержанию Программы. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала ДО»

Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении всегда был актуальным. Однако в последнее время в связи с принятием Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к программе дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды.

Интеграция образовательных областей, отмена занятий как основной формы работы с детьми, деятельностный подход, приоритет игры, ориентация на интегративные качества требуют новых подходов к формированию предметно-развивающей среды ДОУ.

Развитие ребенка осуществляется только в игре,  а не в учебной деятельности. Программа  делает акцент на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности и выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной программы в дошкольных организациях.

Прежде чем создать  предметно-развивающую среду в ДОУ, нужно изучить  основополагающие документы:

-Приказ Минобрнауки №1155 от 17.10. 2013г. «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования»

- Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях;

- образовательная  программа.

В ФГОС раскрыта система принципов построения развивающей среды в ДОУ, именно ими мы руководствовались при реализаций поставленной перед нам цели.

 Принцип насыщенности предусматривает разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением. При реализации этого принципа учитывали, основные виды детской деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность, а также для двигательной активности.

Принцип вариативности определяется видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями,  климатогеографическими особенностями.

Принцип полифункциональности предусматривает обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих среды. По ФГОС с целью полифункциональности использования группового помещения, оно должно быть разделено на три части.

Рабочая зона – она используется для продуктивной, познавательно-исследовательской деятельности ей отводиться 30% от общей площади.

Зону для спокойной деятельности занимает 20% площади – здесь мы читаем художественную литературу, есть уютное место для отдыха - уголок уединения, мягкой игрушки.

 Зону для деятельности связанной с интенсивным использованием место для катания на машинах, для возведения крупных игровых построек, место для двигательной активности.

Принцип педагогической целесообразности позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения среды, а также обеспечить возможность самовыражение воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка.

Принцип трансформируемости, обеспечивает возможность изменений ППРС, позволяющих по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства. В нашем ДОУ  для изменения пространства мы используем подвески, для снятия эмоционального напряжения, для двигательной активности детей.

Принцип интеграций образовательных областей, позволяет использовать материалы и оборудования для одной образовательной области и в ходе реализации других образовательных областей. Центр любимой книги и развития речи объединили с музыкально-театральным центром. Потому что мы сначала с детьми читаем сказки, стишки, рассматриваем иллюстрации в книгах, потом мы для детей и вместе с детьми используя разные виды театра,  показываем сказки, обыгрываем потешки, для этого используем музыкальные инструменты.

Принцип учёта поло ролевой специфики, построение среды предполагает предоставления возможностей, как мальчиков, так и девочек проявлять свои склонности в соответствии с принятыми эталонами в обществе.

Принцип учёта зоны ближайшего развития. Для этого необходимо пополнять и обновлять предметный мир, окружающий ребёнка, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Главная идея дизайнерских разработок по оформлению игровых и спальных комнат групповых помещений состоит в том, что группа должна принадлежать детям, а значит, необходимо отразить их интересы.

Таким образом, подводя итоги вышесказанному, можно заключить: развивающая предметно-пространственная образовательная среда нашего ДОУ направлена на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений; гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечивает их эмоциональное благополучие; способствует профессиональному развитию педагогических работников; создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования; обеспечивает открытость дошкольного образования; создает условия для участия родителей в образовательной деятельности.

 

 

 

 

30 января 2019 в 13:51

Прикреплённые файлы:

Документ: Нехай Заира Руслановна, воспитатель ДОУ

Описание файла:

Файл называется: -sozdanie-obrazovatelnoi-sredy-v-do-v-sotvetstvii-s-trebovanijami-s-fgos_537d9.doc

Это официальный файл организации «Нехай Заира Руслановна, воспитатель ДОУ», в нём содержится Нехай Заира Руслановна, воспитатель ДОУ.

Размер файла: 0,04 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.